Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

Учить ли ребенка "давать сдачу"?

Проблема повышенной агрессивности среди детей и подростков в последнее время стала все острее. Да что там кривить душой: среди взрослых агрессивных выпадов мы видим не меньше. Часто слышу такую фразу: «Мир стал таким жестоким, и мы должны защищаться». Так и хочется спросить: « А мир из кого состоит? Не из нас ли с вами?»
Два года назад я провела опрос среди детей двух подготовительных групп детского сада на тему конфликтов. С результатами я ознакомила их родителей, что заставило всех задуматься над проблемой: учить или не учить давать сдачи. Ответы детей просто потрясали!
89% детей на вопрос «Что значит «давать сдачу?» ответили: «бить, драться». На вопрос, всегда ли надо «давать сдачу», мнения детей разделились. Агрессивные дети ответили утвердительно. Дети со средним уровнем агрессивности сомневались в этом. Но когда конкретно надо «давать сдачу», как определить, специально ли тебя ударили или не нарочно, мальчики и девочки колебались. Что же получается? Взрослые учат, что надо «давать сдачу», возлагая при этом на самих детей дошкольного возраста ответственность в определении и оценке ситуации конфликта, забывая, что дошколята не могут это сделать в силу возрастных особенностей – неразвитости логического мышления! Вот и лупят детишки друг друга, оправдывая себя: «Я давал сдачу!»

Как же быть? Как учить ребенка реагировать на агрессивное поведение другого?

Расскажите ребенку, что от агрессора надо просто держаться подальше. Ни в коем случае не кидаться в драку. Следует запомнить правило: на агрессию нельзя реагировать агрессией, потому что это порождает еще большую агрессию и негативные последствия для всех участников драки. Отбиваться любыми средствами, драться, царапаться, кусаться нужно только в одном случае – если есть угроза жизни. Но это уже не детская проблема. Это уже то, что может угрожать во взрослой жизни. А еще агрессивному ребенку надо говорить о своем отрицательном отношении к его поступкам: «Мне не нравится, мне больно, когда ты меня бьешь! Давай договоримся: я тебя не бью, и ты меня не бьешь!» Дать отпор драчуну – это значит не позволить ему проявить агрессивные действия по отношению к себе: выставить вперед руку и, глядя прямо в глаза разбушевавшемуся ребенку, сказать: «Не подходи!»

В каждой семье, группе детского сада, школьном классе должно действовать «золотое правило»: «Я никого не бью, и меня никто не бьет!» Только тогда мир станет мягче и добрее!

Начнем с себя: «Я НИКОГО НЕ БЬЮ, И МЕНЯ НИКТО НЕ БЬЕТ!»

Статья педагога-психолога С.Н.Поповой